пятница, 15 апреля 2011 г.

Запахи

Запах - наверное наименее осознаваемое нами чувство восприятия. Лично я больше внимание обращаю на визуальные, вербальные и тактильные ощущения. Их легко запомнить и описать впоследствии. Вот как сейчас, например, помню, как выглядит Тэзе, какие там ходят люди, как они говорят и поют, какой на ощупь ковролин в бараках и какие там камни, что в стенах старинных домов. А вот запах описать крайне трудно, хотя он точно есть. Более того, поймав его где-то, я сразу вспомню все остальные части картины автоматически. 
Запахи всплывают совершенно неожиданно, их воспоминание всегда непредсказуемо. Бывает, идешь по московской улице поздней летней ночью и вдруг откуда не возьмись обоняние уловит запах моря! Откуда, черт возьми? Тут морем точно пахнуть не может! И скорее всего это либо смесь каких-то иных ветров. либо просто обман восприятия. Но сколько сразу воспоминаний и образов рождает этот случайно пойманный аромат!
И все же у меня есть любимые запахи, которые я могу примерно представить, даже если их и близко нет. Вот мои "духи":
"Лесопилка"
Всё моё детство папа строил дачу. Начинали мы с маленькой комнаты на втором этаже в доме соседей-родственников. Потом у нас появился свой участок и небольшой летний дом в две комнаты. В течение лет 17-18 дом постепенно рос, перестраивался и трансформировался. Для отца это, на самом деле, важное хобби. Он сам все проектирует и продумывает. Сейчас в доме уже ничего не осталось от исходного образца. Надо сказать, что, тем не менее, процесс совершенствования еще не закончен. Как известно, ремонт - это состояние души.
Таким образом, почти каждое лето на даче возилась группа рабочих, которые что-то строили. Поскольку дом у нас почти весь деревянный, то весь участок был завален стружками, а в округе всегда сильно пахло пиленым деревом. С тех пор я сильно люблю этот запах. Он живой, теплый и летний. Иногда его даже можно встретить в Москве, когда какое-нибудь кафе строит временную летнюю веранду.

"Спички"
Запах только что зажженной или потушенной спички. Это два разных запаха. 
Сперва чиркнуть ею по коробку, потом успеть вдохнуть тоненькую струйку копчёного дыма вырвавшегося из пламени. Этот запах терпкий, он отдает немного серой.
Задуть спичку и понюхать дымок тлеющего конца. Этот запах более "спокойный" и в нем больше деревянности.

"Осенний костер"
Когда осенью жгут опавшие листья, в воздухе распространяется особый запах осенних костров. Этот запах отличается от того, как пахнет обычный костер. Описать различие словами невозможно, но оно точно есть. Его можно только почувствовать.
Мне лет 5-6. Мы с мамой и папой субботним вечером идем из церкви. Мы проходим вдоль сквера. На газоне высятся аккуратные "стоги" листвы. Я прошу "кинуть" меня. Они берут меня за руки и ноги, раскачивают три раза и несильно подбрасывают в одну из горок. Я падаю в нее наполненный радостью полета и мягкого приземления. Ворох листьев - вверх... Хочется еще и еще...

"Метро"
Люблю то, как пахнет метро, когда только входишь в него. Многие говорят, это запах разогретой  тертой резины. Не знаю, может это и так. Иногда похожий, но не совсем такой же запах можно почуять около вентиляционных шахт метрополитена. Но там-то точно нет тертой резины с перил эскалаторов - так что, сдается мне, дело не в ней.

"Европа"
Это запах каких-то конкретных мужских духов, которые популярны и по сей день. Помню, это была одна из первых моих поездок по Европе. Мы сделали остановку, кажется, в Польше. И там в фойе гостиницы был этот аромат, не резкий, мягкий, довольно компромиссный, но очень приятный. Я его почему-то запомнил. С тех пор я нередко встречаю его в местах, где есть люди. Иногда им пахнет в лифте, иногда в театре, иногда на улице или где-то еще. Может быть, я когда-нибудь схожу в парфюмерный магазин и найду этот запах.

"Мокрый летний асфальт"
Был очень жаркий день. Мы ехали по раскалённой Москве вдоль Бульварного кольца на велосипеде, когда на город резко обрушился ливень. Он мгновенно освежал распаренные деревья, машины, дома, дороги. Все вокруг наполнилось звоном воды, заглушившим привычный шум городского центра. Мы как можно скорее спрятались под каким-то навесом или в арке, наблюдая за тем, как стремительными каплями наполняются лужи на тротуаре и дорогах. 
Дождь закончился так же быстро, как и начался. Остались только капли, стекающие с крыш домов и подоконников, да блестящие мокрые дороги. Вода заметно усилила запах цветущей акации, воздух просто переполнен ею. Мы выезжаем из нашего укрытия.и постепенно разгоняемся, разбрызгивая колесами влагу. Дышать заметно легче. Асфальт как-будто тоже свободно выдыхает эту жаркую усталость. Его особенный запах вплетается в эту майскую атмосферу запахов, видов и звуков. В голове у меня звучит The Verve - Bitter Sweet Symphony. Мы мчимся дальше.

"Дедушкина история"
В детстве я часто ездил с бабушкой и дедушкой на юг. Там мы, как правило, жили на какой-либо базе отдыха в типовом маленьком домике. Под вечер мы с дедушкой садились на лавочку около входа в бунгало, я смотрел на небо, а он мне часто что-то рассказывал. Больше всего я любил истории про охоту. Дедушка доставал "Яву" в мягкой упаковке, закуривал и начинал повествование про какой-нибудь настоящий или выдуманный случай из жизни. Было  страшно интересно, и в тоже время очень спокойно, уютно и совсем безопасно. Я тогда одновременно всем своим нутром ощущал то, какой я маленький, и то, какой дедушка большой и сильный. Можно было свернуться крохотным калачиком, ничего не боясь, и слушать, слушать, слушать... вдыхая этот запах дедушкиных историй.

"Август южного поля"
Я, Антон Егоров и Дегтярёв ехали на попутке из Геленжика в Джемете. Было за полночь в, за окном стояла темная южная ночь. Мы мчались по извилистому серпантину, идущему вдоль берега моря. Справа было поле, слева - море, спереди - темная лента трассы и скалы. Антоны спали, я смотрел на дорогу. Я немного опустил окно, рядом с которым сидел. Бойко зашумел ветер, врываясь порывами в образовавшуюся щель. Вместе с ним в салон автомобиля ворвался прекраснейший запах. В нем были полевые цветы и травы, соленый аромат моря и ветра, ощущение южной ночи и полета над всей этой красотой.
Я даже не выдержал и разбудил Дегтярёва, чтобы он тоже ощутил этот момент. Если бы я делал духи - вершиной моих творений стал именно этот запах, свободный и прекрасный.


P.S. Надо же, а в космосе вообще не пахнет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий