вторник, 12 апреля 2011 г.

Коррупция

Сегодня на Пушкинской площади я застал митинг организации "Наши 2.0". Из большого тента раздавалась громкая музыка, вокруг топилось с десяток людей в белых фартуках. Молодые люди стояли под плакатами с лозунгами "Не давать и не брать!". Некоторые из них собирали подписи у проходящих мимо людей. Я особо не вдавался в подробности этого действа, но, очевидно, оно было посвящено атикоррупционной тематике. 
А рядом, буквально в 10 метрах от плакатов, я за 500р. покупал у одной тети справку о флюорографии. Почему я решил ее купить? - Потому что мне нужно было срочно отнести ее в институт, так как я дотянул уже до последнего срока. Ко всему прочему я терпеть не могу поликлиники и больницы, до дрожи. В итоге, осознавая всю формальность и никчемность этой справки, я решил её купить. Но, тем не менее, это не отменяет грешность моего поступка и комичность всей ситуации в целом.
На площади в самом центре Москвы стоят красиво наряженные дети с какими-то плакатами и кричащими лозунгами, они собирают какие-то подписи ни о чем, бесцельно бродят из угла в угол, и все это дополняется громкой музыкой и прочими блестящими финтиклюшками... И на той же площади, буквально у низ под боком, я совершаю по сути коррупционное действие, приобретая медицинский документ. Довольно абсурдно всё это. Зачем эти "Наши" создают просто видимость деятельности, зачем государство спонсирует их? Неужели это кому-то действенно важно и кто-то из мимо идущих граждан обращает на них внимание, думая, что что-то действительно меняется, что молодые люди тем самым борются с коррупцией? Трудно в это поверить.
На самом деле коррупция - это лишь часть целой системы ценностей, менталитета среднестатистического современного россиянина. Бессмысленно бороться с один симптом, не начав лечить с болезнь в целом. Для нас закон - это не то, что должно соблюдаться неуклонно; закон - это то, что можно использовать лишь, когда тебе нужно, и обходить, когда его соблюдение неудобно. Это отношение проявляется во всём и у всех. Взять, например, казалось бы, бытовые мелочи. Все совершают переход дороги на красный свет, когда это возможно. Да, есть четкие и жесткие правила в системе дорожного движения, но зачем их соблюдать когда можно проскочить мимо них? Зачем кидать мусор в ведро, когда от одной моей бумажки брошенной на газон все равно ничего не поменяется? Зачем стоять часами в общем потоке машин, когда ты можешь на пару минут включить мигалку и проскочить первым? Надо понимать, что общее наплевательское отношение к законам свойственно не только высшим чинам и прочим привилегированным людям. Я сам в этом плане крайне далёк от идеала. Просто мои правонарушения не вызывают такой злости у сограждан, потому что я простой, я один из них. Но мне кажется бессмысленным бороться с коррупцией как с отдельно взятым явлением, пока мужики будут ссать в подъездах и я буду покупать справки у врачей. 
Это общее отношение к законам уже стало частью нашего мировоззрения, в том числе и моего. Потому у нас вызывает удивление то, как японцы ровно стоят в километровых очередях за продуктами и не лезут наперегонки по головам, не мародерствуют и не дебоширят при всей напряженности обстановки в их стране. Уверен, что не будь у них такого порядка абсолютно во всём, жертв катастроф было бы намного больше. Думаю что и в мирное время, слово "коррупция" для них звучит так же незнакомо и не ясно, как для нас слово "икебана".
Менять нужно всю систему ценностей в целом. Разумеется, это нельзя сделать сразу. Для начала нужно создавать такие условия, в которых гражданам было бы реально существовать, не нарушая закон: от бесплатных туалетов и урн на улице до развитой социальной политики государства. Не знаю, нужно ли это кому-нибудь, ведь пока все преемущественно ограничиваются лозунгами.
Что касается меня, я стараюсь не мусорить, переходить дорогу на зеленый свет, по возможности не грубить окружающим, уступать бабушкам место в метро и любить маму. Мне кажется, для начала этого хватит многим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий