суббота, 12 марта 2011 г.

Песни улиц

Несмотря на очередной, непонятно, зачем выпавший мелкий снег, я думаю, что уже совсем скоро потеплеет. По крайней мере потеплеет достаточно для того, чтобы можно было спокойно выйти на улицу с гитарой и "напеть" себе немного рублей на беззаботную юность, шоколадки и пиво. Вроде бы это уже будет третий год, как мы более или менее успешно нарушаем общественный порядок в теплое время года на старых улицах Москвы. Мы - это Антон Дегтярёв и я. Две гитары, два голоса, четыре ноги и руки и около 25 песен. Сказал бы я, что еще 12 струн, но, увы, это очень часто совсем не так.
Вспоминая те теплые деньки, понимаешь, как много приключений может "притянуть" к себе человек с гитарой. Конечно, большинство из них связанны с нетрезвыми людьми. Но именно такие люди, как это ни печально и ни стыдно, являются основным источником дохода. Оно и понятно: душа требует песен. Правда, не всегда наши вкусы с ними совпадают, тогда приходится искать разного рода компромиссы. Особенно устаешь от просьб сбацать "Гражданку", "Сектор Газа" или что еще хуже, "Сосну". Но это все, так сказать, издержки профессии, с которыми легко справляться при определенной сноровке и красноречии. Всегда можно убедить, что песня, которую ты сейчас специально для заказчика сыграешь, ничуть не хуже его "оригинального" заказа. Хотя, в принципе, она может быть о чем угодно, хоть "Луч солнца золотого". Главное показать, что это для него. 
Большинству людей, конечно, важно, какую ты песню играешь. Например, у "Звезды по имени солнце", которая изрядно набила оскомину, разумеется, намного больше шансов привлечь внимание прохожих, чем у малоизвестной песни группы "5'nizza". Но очень радостно, когда кто-то либо попросит тебя спеть что-то такое непопсовое, либо просто подмигнет в знак солидарности, проходя мимо, во время такой неординарной песни.
А еще всегда очень важно, как ты поешь. То есть с каким настроением ты это делаешь. Казалось бы, поток людей стремительно течет мимо тебя, никому нет дела, как ты играешь, важно лишь, "зацепить" ухо прохожего знакомой строчкой. Однако, с течением времени, мы поняли, что намного больше людей реагируют на тебя, когда ты поешь по возможности с душой, когда ты отдаешь себя. Потому самое главное избегать "машинальности" исполнения. И это порой трудно, когда спустя пару часов, к тебе уже давно никто не подходит, кроме вон того бомжа, который просто спит рядом. Но, если ты поешь про "Актрису весну", "простых романтиков" или "Последнего героя", то делать это надо соответственно, стараясь пережить спетое, разделить его с окружающими. Мне кажется, нам это удается едва ли не лучше всех "коллег", что мы видели на улицах города. Приятно вспомнить, как мы впервые, ради интереса, пришли на Арбат. До этого мы уже пару месяцев опевали улицы. Мы тогда собирали самую большую толпу среди равных себе. Со всякими факирами и прочими оркестрами, конечно, тягаться не приходится.
По началу нас очень сильно удивляло, насколько люди нам самом деле щедрые. Выходя впервые на улицу, мы не особо рассчитывали, собрать хоть что-то серьезное. Однако, спустя часа два, у нас уже была приличная стопка десяток, полтинников и даже соток. Про мелочь говорить вообще не приходится. Ее мы измеряли килограммами. Как правило, монеты мы тратили сразу после "концерта" на пищу и питье. А уже оставшиеся "бумажки" делили поровну. Порой щедрость людей даже вызывает сомнения в их психическом здоровье. Однажды, мы стояли в нашем излюбленном месте у Площади Революции и пели что-то из ДДТ. Мимо нас проходил мужик, в типичной офисной рубашке и штанах. Он наклонился и кинул нам в чехол какую-то купюру синего оттенка. По скольку зрение у меня не самое острое, я решил, что там 50р. Но тут я увидел круглые глаза Дегтярёва, косящиеся то на меня то на чехол, и понял, что там нечто более существенное. Оказалось там было 500р. Спустя пару минут, этот мужик вернулся. Мы уж было напряглись, думали, сейчас он пояснит, что кинул случайно больше, чем хотел. Однако, он всего лишь попросил спеть "Не стреляй" в момент, когда он подаст условный знак. Ну что же, хозяин - барин. По такому случаю я срочно вспомнил аккорды этой песни, которую не играл уже сто лет, а Дегтярёв просто проорал её от души на полгорода. Кстати, до сих пор не ясно, чего или кого выжидал тот мужик, давая нам сигнал. Он просто стоял поодаль и попивал пивко в одиночестве. А последний рекорд поставили дамы бальзаковского возраста, вероятно работавшие в офисе напротив. Одна из них кинула нам 1000р., а ее подруга - 300р. По такому случаю мы спели им "17 лет" группы Чайф, а они сказали "Спасибо". Правда, зачастую общий доход не меняется, даже если присутствуют крупные деньги. В хорошем месте, главное - количество "подходов", а не суммы денег подаренные за раз. Ведь прохожие бывают разного достатка, а вот концентрация их в определенном месте всегда примерно одна и та же. Пожалуй самый интересный случай неслыханной щедрости был связан с бомжеватым мужиком Васей (так, кажется, он представился). Мы, как всегда, стояли в нашем излюбленном месте. С нами был Антон Егоров, который часто ходит с нами за компанию. Он стоял напротив, на другой стороне переулка, любуясь нами. Мимо ковылял низкорослый товарищ, лет пятидесяти, лысоватый, толстый, грязно одетый, с каким-то пакетом в руках. Уж  не помню, что мы пели тогда, но он притормозил рядом с Егоровым и стал слушать. Он похвалил "ребят, мол, хорошо поют", но сказал, что "жадный и денег все равно не даст... зато может угостить водкой. Ребята водку будут?" Ну Егорова долго упрашивать не надо было. Потому они вместе скрылись в замечательном продуктовом магазинчике в паре метров от нас и вскоре вернулись уже не с пустыми руками. Там была чекушка водки, одноразовые стаканчики, 4 пива для непьющего меня, чипсы и, главное, два сырка "Дружба"! В общем, жадный дядька нас напоил и накормил. И даже еще что-то подкинул в итоге в чехол. А говорил, жадный. Видимо, мы растопили его сердце.
Однажды, когда мы пели "Ветер", к нам из-за угла вырулил парень. Он расчехлил малый барабан, и тарелки, кое-как их приспособил на земле, и сходу продолжил с нами играть. Оказалось Руслан шел с какой-то репетиции, где пытался влиться в какой-то скучный коллектив. И тут ему подвернулись мы, которые оказались почему-то намного веселее той группы. Руслан - хороший парень, вполне неплохо поет и стучит. Мы играли с ним еще несколько раз, уже специально договариваясь заранее. Правда, если в поле его зрения попадала какая-то симпатичная барышня, то он мог начать играть неожиданно громко, заглушая остальных, или вообще встать и пойти с ней знакомиться прямо в время песни. У меня до сих пор есть его номер в телефоне. Может, позвоню, когда соберемся снова. Кстати, именно с ним втроем в тот первый вечер знакомства мы сделали самую большую кассу, что-то около 3000р.
Был еще парень по имени Макс, чем-то похожий на этого парня. Отлично играл на гитаре и пел Розенбаума. Как-то спустя год я его встретил на Арбате во время "мыльного шествия". Он стоял в толпе рядом с компанией ребят, у которых была гитара и тоже что-то пел.
Несмотря на преимущественно нетрезвый контингент наших "клиентов", попадаются порой весьма интересные люди, с которыми есть о чем поговорить, сделав небольшой перерыв в концерте. Иногда поразительно, как люди охотно отдают деньги или покупают угощают тебя чем-то просто за то, что ты им поешь. Как показывает практика, 50 рублей тебе скорее подкинет человек, у которого их всего-то в кармане 55, чем человек, у которого их 500.
Очень многих людей запоминаешь, если стоишь в одном месте пару недель. Уже знаешь примерно, кто и когда возвращается с работы, кто с кем ходит и т.п. Были люди, которые каждый день неизменно кидали нам деньги. Хотя, казалось бы, мы могли им всем надоесть. Даже тети из офисов напротив в основном были расположены к нам доброжелательно. Вообще, если ты делаешь это с душой, то, видимо, и люди к тебе хорошо относятся.
Трудно обойти тему товарищей милиционеров. Если на горизонте замаячил человек в синей форме, то совсем не всегда ясно, чего от него ждать, он может пройти мимо, а может начать приставать с глупыми вопросами. Но точно известно одно, лучше по возможности не обращать на него внимания, пока не начнется диалог. Что касается диалогов - то это отличная разрядка, отдых в смысле смены деятельности. По сути, они тебе предъявить ничего не могут, так как ни один закон ты не нарушаешь. Самое банальное основание - это подозрение на попрошайничество. Но в виду того что денег ты ни у кого не просишь, а чехол просто валяется на земле - этот вариант легко отмести. Тогда аргументы рядовых кончаются, но особо опытный майор может припаять тебе незаконное оказание услуг. То бишь песни в обмен на деньги. Но ведь мы ничего не требуем с людей, за наши песни. Все пожертвования добровольны. Ввести в логический коллапс таких людей оказывается довольно весело и просто, уж не знаю почему. Вероятно они совсем не привыкли к тому, что кто-то с ними полемизирует в ответ на их безусловные приказания. Но, как правило, почуяв безысходность положения, они начинают сердито угрожать привести целый отряд ОМОНа и, дав деловитым тоном 2 минуты, чтобы убраться отсюда, исчезают из вида до конца дня. Самым находчивым был парень из группы в  составе 5 сотрудников, который, испробовав все доступные ему аргументы, вспомнил про опасность номер один, терроризм! Мол, распевая песни на улице, мы способствуем образованию столпотворений людей. А это, как известно, самое благодатное место для воинов ислама. Тут действительно не с чем было поспорить. И хотя свободно собираться людям в толпу у нас еще пока не запрещено, а те пятеро мужиков с пивом, стоящие напротив нас, вряд ли сильно интересовали шахидов, мы все же ретировались. Ибо было уже 10 вечера, да и голос все равно был сорван. Как правило люди, слушающие нас, начинают пытаться помочь отбиться от ментов, что хоть и приятно, но сильно мешает. Но как-то один мужчина в штатском наоборот присоединился к порицаниям сержанта и пытался ругать нас. Но на следующий день, он же, проходя мимо, кинул нам 20 рублей, ни сказав ни одного плохого слова. Загадочность русской души порой во истину велика. Надо сказать, что вот на таких смешных историях проблемы с правоохранительными органами зачастую и заканчиваются.
Туристы, между прочим, в это плане довольно скупые. Мимо нас очень часто ходили как группы, так и одиночки, все же 200 метров от Красной Площади. Снимали, фотографировали, но денег давали редко и мало.
Несколько раз нас приглашали на какие-то свадьбы, банкеты, походы, для того, чтобы мы развлекали там своими песнями народ. Но в итоге все эти люди никогда не перезванивали, что, наверное, и хорошо.
Сколько за это время было порвано струн, трудно посчитать. Несколько десятков, это точно. Порой за один неудачный день "уходило" до 3 штук. Я в итоге научился довольно быстро менять или перетягивать их. 
Приятно, когда проходящие мимо девушки улыбаются тебе. Особенно когда поешь, что-то лиричное. Приятно когда, в толпе мужик спешащий по делам, вдруг специально притормозит, вернется на пять шагов назад и подкинет тебе монетку, подняв большой палец вверх. Хорошо, когда ты изрядно вымотанный идешь домой, но у тебя в кошельке куча десяток и подаренное пиво. Приятно, когда маленький ребенок просит маму постоять несколько секунд, чтобы послушать нас. Тогда можно спеть ему песню из бременский музыкантов или "Колыбельную медведицы". Короче, приятно, когда другим приятно от того, что ты делаешь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий