пятница, 28 сентября 2012 г.

Самоирония городов

      Прочитал в каком-то месте, что у Москвы совсем нет самоиронии. И это очень верно подмечено. Здесь все очень серьезные, деловые, спешащие, оголтелые, нервные, быстрые - какие угодно, но только не самоироничные. А ведь это качество, на мой взгляд, одно из важнейших в общей картине умной и развитой личности.
      Вот, например, у Питера самоирония есть. Причем она ощущается очень сильно, словно она присутствует в самом духе города. Мне трудно сказать, по каким конкретным вещам я это определяю. Здесь я больше полагаюсь на собственные ощущения и общее представление о жителях города (их творчестве), в котором неоднократно бывал.

         Такими же очевидными антиподами мне представляются Вена и Прага. Хоть я в Вене был всего день, но я в полной мере проникся тамошней атмосферой благополучия, успешности. Некогда имперская помпезность и поныне читается не только в фасадах дворцов и домов, но и даже в лицах местных жителей, которые вальяжно и не спеша передвигаются по городу и сидят кофейнях. А вот Прага (там я был 4-й раз) совсем другая. В ней нет надменности, нет напыщенности и того статуса. Она безумно красивая, хотя и немного грязноватая, тротуары там не блестят, а бронза монументов не так ярко сияет на солнце. Зато она уютная, с кучей маленьких закоулков, переулков и разных приколов. Столица Чехии будто принимает себя такой, какая она есть. Этот город словно подмигивает тебе своим одновременно хитрым и простодушно-швейковским лицом.
            Москва наверное хотела бы быть Веной. Она не принимает себя такой какая есть. Ведь в реальности она едва ли дотягивает до Праги. Вот такое получается комическое несоответствие. Правда, смеются над таким положением лишь сторонние наблюдатели, потому что сама столица задрала голову настолько высоко, что совсем не способна увидеть свое странное отражение. Наверное, если бы я не родился и не вырос в Москве, я бы ее не любил именно из-за ее безразличия, нарочитого блеска и беспричинной надменности.
           Но этот город мой и я москвич... хотя это и не всегда просто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий