воскресенье, 27 марта 2011 г.

Бог, вера, религия, церковь

Когда-то ходить в церковь было небезопасно и ярко выраженная религиозность была чревата порой печальными последствиями. Потом в 90-е, насколько я помню, быть верующим оказалось модно, хотя и еще и не совсем обычно. Сейчас это становится нормально-традиционным. Влияние русской православной церкви в современной политической и социальной жизни России весьма заметно набирает обороты. Влиятельные деятели церкви порой выступают в качестве политиков и даже бизнесменов. Так или иначе, православие в том виде, в котором мы его имеем, встречается на каждом углу нашего быта. В связи с этим часто возникает вопрос о собственном отношении к следующим понятиям и явлениям: Богу, вере, религии и РПЦ.


Церковь (как институт)
Тут будет много негатива.
Итак, РПЦ является активным участником социальной, культурной и политической жизни России.  Фигуры церковных руководителей часто появляются на заседаниях, пленумах, съездах и т.п. Постепенно складывается ощущение, что, например, патриарх, это такая же политическая фигура наравне с президентом или премьером. Можно сказать, что в лице патриарха наш двуглавый орел, обрел третью голову. Хотя на самом деле рейтинг у нынешнего президента едва ли выше, чем у патриарха и дни его карьеры явно подходят к концу. Потому голову Медведева можно смело отсекать от герба. В итоге остаются как раз две: власть политиков и власть церкви. Пускай на официальном изображении взгляды орла направлены в разные стороны, в реальности один всегда присматривает за другим и в случае необходимости всегда поддерживает морально или, конечно, материально. Казалось бы, прекрасная картина полная идиллии. Однако, "напарники" друг друга стоят, увы, в самом плохом смысле. Реальные действия нашего правительства, ведущей партии и президента крайне далеки от идеала. И чем дальше, там больше положение усугубляется, отношение к власти ухудшается, а недовольство накаляется. Вследствие этого церковь уже оказывается в совсем не выгодном свете. Но помимо этого есть еще ряд личных недостатков, которые лично в моей голове никак не связываются с образом Церкви. 
  • Активная самореклама при государственной поддержке. Практически ежедневно на государственных телеканалах и СМИ в целом, попадается упоминание о РПЦ. Государство активно помогает популяризации церкви в общественном сознании, причем порой довольно грубо и новящево. Но, во-первых, РФ - это светское государство и у нас нет ни одной официальной религии. А вероисповедание правителей - это их личное дело, которое не должно транслироваться по всем информационным каналом, как новый курс жизни. Или это должно происходить наравне с другими религиями. Во-вторых, что-либо прививаемое насильно всегда вызывает раздражение. Разумеется,  здесь не приходится говорить об открытом официальном насаждении православия. Однако наличие большого информационного давления отрицать было бы так же глупо.
  • Статус церковной верхушки приравнен к "мигалочникам". У них есть дорогие машины, охрана, огромные резиденции и, как становится очевидным, большие деньги. Деньги те, что выдает государство, и те, что они зарабатывают на собственном бизнесе. А церковный бизнес - это большая "горячая" точка на теле РПЦ, ибо вызывает множество вопросов по поводу честности, праведности и вообще законности.
  • Российская Православная Церковь сегодня - это такая огромная госкорпорация, типа Газпрома. Здесь переплетены деньги, власть и статус. В глазах её духовных лидеров я, как и большинство известных мне людей, не вижу Бога. И если, жизнь - это борьба между добром и злом, то хочется сказать, что Христос-то в своё время как раз был по другую сторону баррикад от нынешних фарисеев.
Религия
Я считаю, что религия - это попытка систематизации несистематизируемого. Попытка упорядочить, упростить, свести к обрядам истинную бесконечность и совершенство - Бога. Я часто вижу, как люди склонные делать всё по уставу - совсем не похожи на добрых людей. И я знаю, много людей совершенно безразлично относящихся к религии, которые могли бы послужить примером для поведения, в том числе и в духовном смысле.
Религия - это механизм управления. Религия никого не должна зазывать к себе сама. Вполне достаточно того, чтобы двери ее храма просто были всегда открыты.

Бог
Мне не важно как его называть. Мне не хочется совершать перед ним какие-либо телодвижения, читать мантры, молитвы и т.д. А ведь религии отличаются только формально. По сути, как мне кажется, в каждой заложен поиск любви и гармонии в себе. Бог - он такой каким ты его чувствуешь у себя внутри. По сути, ты сам себе и есть Бог. Пока ты найдешь мир внутри себя, бесполезно пытаться укрываться от собственной пустоты в церкви. А быть религиозным только потому, что это традиция - мне кажется неразумным. Внутри неосознанной традиции как раз умирает вера.

Афон
В свое время мне выпало счастье побывать на полуострове Афон. Если где-то и искать истинное православие - то нужно ехать туда. Посещение этого места оставило одно из сильнейших воспоминаний в моем сердце. Безумно красивая дикая природа, поразительная атмосфера и безусловная сила духа, которую чувствуешь буквально кожей. Уверен, что есть множество достойных священников и в деревнях России, и даже за пределами Садового Кольца. Но что касается Афона - я уверен, тут дело не религии, а определенной духовности места. Там могли бы быть и католики и даже буддисты.

О себе
Все эти мысли о православии заботили и заботят меня не только в связи определённым сенситивным  периодом, которого достигают люди в моем возрасте. Я вырос в религиозной семье. В детстве мы почти каждое воскресение, а то и чаще, ходили в церковь. Разумеется, помимо этого мы соблюдали все обряды: посты, исповеди, причастия, молитвы перед едой и по вечерам и т.д. Потому я могу с определенной долей уверенности сказать, что имею  представление о православии. Сейчас всё это ушло из семьи. И ушло, увы, со многими другими ценностями, о которых я жалею намного больше. Уж не знаю, является ли одно причиной другого. Думаю, что связь здесь иного рода (не A следствие B, но С следствие А и B).

P.S.
"Не бывает атеистов в окопах под огнем." (Е. Летов) Лучшая фраза касательно веры, как я считаю. Перед смертью всем людям особенно остро хочется верить, что жизнь - это не просто стечение случайных обстоятельств, комбинация исторических, биологических и психологических факторов. У меня тоже есть пара доказательств того, что все не так просто. Одно из них музыка, другое - любовь. "Это я есть моя вера, моя свобода"

Комментариев нет:

Отправить комментарий